Что такое аудиогид и как правильно его составить

Сегодня во многих музеях можно встретить такую альтернативу экскурсоводу, как аудиогид. Но как сделать так, чтобы информация была интересна посетителю? Об особенностях создания текста для аудиогида и типичных ошибках расскажем в нашей статье
Что такое аудиогид?

Аудиогид – фонограмма, используемая для самостоятельного знакомства с экспозицией музея, выставки, городскими и природными маршрутами. Текст для аудиогида должен обладать всеми особенностями живой речи для удобства восприятия на слух. Считается, что в первые 30 секунд звучания речи человек принимает решение, готов ли он слушать дальше. Поэтому аудиотекст должен с первых секунд вызвать интерес слушателя.
Как вызвать интерес у слушателя?

Написание текстов для аудиогида – особый вид литературного творчества. Задача автора – создать зрительный образ в воображении слушателя, помочь ему увидеть самое интересное в картине, пейзаже и сообщать только самые важные и запоминающиеся факты. В таких текстах не нужно большого количества эпитетов и описаний, потому что зритель легко соотносит услышанное со зрительным рядом, идет ли речь о картине в музее или архитектурном сооружении по маршруту экскурсии. В этом ему помогают профессиональные дикторы и звукорежиссеры. Тексты для аудиогидов – это истории, рассказанные зачастую под музыку с применением различных звуковых эффектов. Это специальные тексты «для слуха», которые помогают зрителю получить незабываемый личный опыт. Разница между сказочно интересной и скучной экскурсией заложена именно в тексте. Если текст составлен неудачно, экскурсию не спасут ни высокий профессионализм диктора, ни фоновая музыка, ни звуковые эффекты. Как правило, простое перечисление фактов и дат не находит отклик в душе слушателя. А хорошо рассказанная история вызывает искренний интерес.


В чем особенность текста для аудиогида?

Текст для аудиогида пишется простыми и понятными словами. Смысл этих слов должен быть абсолютно прозрачным. Хорошо написанный текст кажется знакомым. У слушателей возникает ощущение, что они участвуют в интересном разговоре. Представьте, что вы сидите с другом в баре и рассказываете ему о своем путешествии. Вы не будете использовать клише, говорить официальным языком или употреблять многочисленные причастные и деепричастные обороты, рассказывая о своих приключениях в итальянской провинции. Так же и здесь: для описания того, что слушатель видит вокруг, нужно использовать короткие и емкие предложения и даже фрагменты предложений. Важно придерживаться разговорного стиля. Как и в беседе с друзьями, слушатели должны почувствовать эмоциональный контакт с профессиональным рассказчиком.


Какие типичные ошибки встречаются в аудиотекстах?

— Перегруженные синтаксические конструкции, которые больше напоминают фрагмент юридического документа, чем рассказ о достопримечательности.

— Обилие дат: большие цифры плохо воспринимаются на слух и уж тем более плохо запоминаются.

— Употребление большого числа имен и названий.

— Подробное перечисление объектов, которые слушатель видит перед собой.

— Слишком большая продолжительность звучащего текста: для одного объекта она не должна превышать трех минут.

— Отсутствие логических связей между отдельными текстами, относящимися к разным объектам экскурсии.



Подпишитесь на нашу рассылку, чтобы быть в курсе последних новостей нашей компании