Что такое аудиогид и как правильно его составить



(198)

 Сегодня во многих музеях можно встретить такую альтернативу экскурсоводу как аудиогид. Но как сделать так, чтобы информация была интересна посетителю? Об особенностях создания текста для аудиогида и типичных ошибках расскажем в нашей статье.
 
 
 
Что такое аудиогид?
 
Аудиогид – фонограмма, используемая для самостоятельного знакомства с экспозицией музея, выставки, городскими и природными маршрутами. Текст для аудиогида должен обладать всеми особенностями живой речи для удобства восприятия на слух. Считается, что в первые 30 секунд звучания речи человек принимает решение, готов ли он слушать дальше. Поэтому аудиотекст должен с первых секунд вызвать интерес слушателя.
 
 
 
Как вызвать интерес у слушателя?
 
Написание текстов для аудиогида – особый вид литературного творчества. Задача автора – создать зрительный образ в воображении слушателя, помочь ему увидеть самое интересное в картине, пейзаже и сообщать только самые важные и запоминающиеся факты. В таких текстах не нужно большого количества эпитетов и описаний, потому что зритель легко соотносит услышанное со зрительным рядом, идет ли речь о картине в музее или архитектурном сооружении по маршруту экскурсии. В этом ему помогают профессиональные дикторы и звукорежиссеры. Тексты для аудиогидов – это истории, рассказанные зачастую под музыку с применением различных звуковых эффектов. Это специальные тексты «для слуха», которые помогают зрителю получить незабываемый личный опыт. Разница между сказочно интересной и скучной экскурсией заложена именно в тексте. Если текст составлен неудачно, экскурсию не спасут ни высокий профессионализм диктора, ни фоновая музыка, ни звуковые эффекты. Как правило, простое перечисление фактов и дат не находит отклик в душе слушателя. А хорошо рассказанная история вызывает искренний интерес.
 
 
В чем особенность текста для аудиогида?
 
Текст для аудиогида пишется простыми и понятными словами. Смысл этих слов должен быть абсолютно прозрачным. Хорошо написанный текст кажется знакомым. У слушателей возникает ощущение, что они участвуют в интересном разговоре. Представьте, что вы сидите с другом в баре и рассказываете ему о своем путешествии. Вы не будете использовать клише, говорить официальным языком или употреблять многочисленные причастные и деепричастные обороты, рассказывая о своих приключениях в итальянской провинции. Так же и здесь: для описания того, что слушатель видит вокруг, нужно использовать короткие и емкие предложения и даже фрагменты предложений. Важно придерживаться разговорного стиля. Как и в беседе с друзьями, слушатели должны почувствовать эмоциональный контакт с профессиональным рассказчиком.
 
 
Какие типичные ошибки встречаются в аудиотекстах?
 
- Перегруженные синтаксические конструкции, которые больше напоминают фрагмент юридического документа, чем рассказ о достопримечательности.
- Обилие дат: большие цифры плохо воспринимаются на слух и уж тем более плохо запоминаются.
- Употребление большого числа имен и названий.
- Подробное перечисление объектов, которые слушатель видит перед собой.
- Слишком большая продолжительность звучащего текста: для одного объекта она не должна превышать трех минут.
- Отсутствие логических связей между отдельными текстами, относящимися к разным объектам экскурсии.
 
Компания «Априори» уже несколько лет занимается созданием и переработкой текстов для аудиогидов, их переводом на разные языки, а также озвучиванием. На сегодняшний день наиболее востребованными среди российских клиентов, заказывающих перевод аудиогидов, являются английский, китайский и немецкий языки. В создании аудиогида участвует группа высококвалифицированных копирайтеров, переводчиков, редакторов, многие из которых являются профессиональными искусствоведами, журналистами, экскурсоводами. Озвучивают тексты актеры и дикторы из разных стран.
 
Больше информации об аудиогидах и других наших проектах можно найти тут: http://apriori-ltd.ru/art
 
изображение: http://www.rachelrothbaum.com/