Что такое аудиогид и как правильно его составить

faviocon1

Сегодня во многих музеях можно встретить такую альтернативу экскурсоводу как аудиогид. Но как сделать так, чтобы информация была интересна посетителю? Об особенностях создания текста для аудиогида и типичных ошибках расскажем в нашей статье

Что такое аудиогид?

Аудиогид – фонограмма, используемая для самостоятельного знакомства с экспозицией музея, выставки, городскими и природными маршрутами. Текст для аудиогида должен обладать всеми особенностями живой речи для удобства восприятия на слух. Считается, что в первые 30 секунд звучания речи человек принимает решение, готов ли он слушать дальше. Поэтому аудиотекст должен с первых секунд вызвать интерес слушателя.

Как вызвать интерес у слушателя?

Написание текстов для аудиогида – особый вид литературного творчества. Задача автора – создать зрительный образ в воображении слушателя, помочь ему увидеть самое интересное в картине, пейзаже и сообщать только самые важные и запоминающиеся факты. В таких текстах не нужно большого количества эпитетов и описаний, потому что зритель легко соотносит услышанное со зрительным рядом, идет ли речь о картине в музее или архитектурном сооружении по маршруту экскурсии. В этом ему помогают профессиональные дикторы и звукорежиссеры. Тексты для аудиогидов – это истории, рассказанные зачастую под музыку с применением различных звуковых эффектов. Это специальные тексты «для слуха», которые помогают зрителю получить незабываемый личный опыт. Разница между сказочно интересной и скучной экскурсией заложена именно в тексте. Если текст составлен неудачно, экскурсию не спасут ни высокий профессионализм диктора, ни фоновая музыка, ни звуковые эффекты. Как правило, простое перечисление фактов и дат не находит отклик в душе слушателя. А хорошо рассказанная история вызывает искренний интерес.

В чем особенность текста для аудиогида?

Текст для аудиогида пишется простыми и понятными словами. Смысл этих слов должен быть абсолютно прозрачным. Хорошо написанный текст кажется знакомым. У слушателей возникает ощущение, что они участвуют в интересном разговоре. Представьте, что вы сидите с другом в баре и рассказываете ему о своем путешествии. Вы не будете использовать клише, говорить официальным языком или употреблять многочисленные причастные и деепричастные обороты, рассказывая о своих приключениях в итальянской провинции. Так же и здесь: для описания того, что слушатель видит вокруг, нужно использовать короткие и емкие предложения и даже фрагменты предложений. Важно придерживаться разговорного стиля. Как и в беседе с друзьями, слушатели должны почувствовать эмоциональный контакт с профессиональным рассказчиком.

Какие типичные ошибки встречаются в аудиотекстах?

- Перегруженные синтаксические конструкции, которые больше напоминают фрагмент юридического документа, чем рассказ о достопримечательности.

- Обилие дат: большие цифры плохо воспринимаются на слух и уж тем более плохо запоминаются.

- Употребление большого числа имен и названий.

- Подробное перечисление объектов, которые слушатель видит перед собой.

- Слишком большая продолжительность звучащего текста: для одного объекта она не должна превышать трех минут.

- Отсутствие логических связей между отдельными текстами, относящимися к разным объектам экскурсии.

Компания «Априори» уже несколько лет занимается созданием и переработкой текстов для аудиогидов, их переводом на разные языки, а также озвучиванием. На сегодняшний день наиболее востребованными среди российских клиентов, заказывающих перевод аудиогидов, являются английский, китайский и немецкий языки. В создании аудиогида участвует группа высококвалифицированных копирайтеров, переводчиков, редакторов, многие из которых являются профессиональными искусствоведами, журналистами, экскурсоводами. Озвучивают тексты актеры и дикторы из разных стран.

Мы в социальных сетях